Деньги или человек

Рациональная логика экономики упростила многокрасочную палитру эмоций, чувств, переживаний, стерилизовала живительные соки человеческого существования, создала плоский, одномерный мир, но лишь развитый капитализм с его рационализмом смог уничтожить унижающую нищету, в которой массы жили веками.
Брачный союз, основанный только на чувстве любви, приводит к трагедии, когда это чувство притупляется или исчезает, и материальная сторона отношений становится инструментом войны между охладевшими друг к другу супругами.
Брачный контракт, оговаривающий все стороны материальных претензий, переводит неопределенность страстей и претензий, основанных на эмоциях, спонтанных реакциях, в четкие параметры денежных критериев определенных юридическим законом.
Отношения между друзьями, ведущими общее дело, могут превратиться в испепеляющую ненависть при малейшем подозрении на невыполнение неопределенных, построенных только на чувстве симпатии друг к другу, обязательств.
Деловой контракт, оговаривающий детали и нюансы отношений, в значительной степени ограничивает те неконтролируемые чувства, которые способны нарушить хрупкий баланс постоянно меняющихся интересов партнеров, конфликт взглядов и эмоциональных реакций.
Как и любая другая форма власти, власть денег стремится к тотальному контролю общества и достигает его в формировании общественного сознания, воспринимающего деньги как нечто более важное, чем сама жизнь, как высшую ценность.
Экономика не строится на высокой морали и этике, в конечном счете, на бескорыстии. Экономика, по определению, столкновение эгоистических, "корыстолюбивых” интересов, и тoлько благодаря ожесточенной борьбе миллионов за личное благополучие и взаимной эксплуатации массы смогли получить то, что они сегодня имеют.
Моральные, этические или идеологические принципы далеки от определенности и четкости экономических критериев, что приводило к постоянным конфликтам между отдельными людьми, классами, взрывавшимися гражданскими войнами и войнами между странами. В экономическом обществе конфликты разрешаются рациональной калькуляцией вкладываемых средств и получаемых доходов, а высокие принципы и этические нормы используются лишь как обязательный декор, соблюдение приличий.
Америка сумела ввести рыночные ценности во все формы человеческих отношений, она их очеловечила, если считать, что рационализм, калькуляция поступков, такое же органически присущее человеку качество, как спонтанность и непосредственность чувств. Культура денег была вплетена в широкую сетку общественной инфраструктуры, она воспитывала жесткие правила цивилизованного поведения, не только уважение к партнеру, к конкуренту, работнику, но и в человеческих связях вне дела, в повседневном общении.
В течение времени она приобретала все более благопристойные формы, так как в их создании участвовало все общество, все его институты. Деньги, четко обозначая границы конфликтных интересов, выполняли роль регулятора отношений, роль инструмента, которым достигался баланс интересов. Денежные отношения были распространены на все, даже самые интимные сферы жизни индивида, когдато защищенные, в какойто степени, от внешнего вторжения религиозной моралью и общепринятым этикетом. Рыночное общество распространило свои принципы на личную жизнь, семью, дружбу, любовь.
Американский философ Джордж Сантаяна, родившийся и выросший в Испании, пытался объяснить европейцам этот американский феномен: «Американец так много говорит о долларах, потому что доллар это символ и мера измерения успеха, единственная мера, которую он имеет, чтобы оценить свой успех, свой ум и свою власть над обстоятельствами. В то же время он относится к деньгам довольно легко. Он их делает, теряет, тратит, раздает с легким сердцем. Это уважение не к самим деньгам, а к количеству вообще, потому что качество трудно определимо. Огромное внимание к числам, к количественным измерениям, к деньгам, ничто иное как отражение демократических идеалов. Качество понятие аристократическое, качество создает иерархию лучше хуже, а количественная оценка всех уравнивает и, кроме того, цифры никогда не врут. Поэтому деньги превратились в единственно ясный и очевидный показатель ценности человека.»
Но Сантаяна был исключением из правила, американская культурная элита видела в обожествлении денег признак распада основ общества, деградацию вечных ценностей.
Противостояние общей тенденции видеть в деньгах цель жизни, в начале 20го века было достаточно широко распространено и в проповедях протестантской церкви, одним из постулатов которой было ограничение желаний, аскетизм считался одной из христианских добродетелей.
Tак Вильям Нэймс, один из самых известных в то время проповедников, говорил о преимуществах бедности: «Мы презираем тех, кто избрал бедность для того, чтобы упростить свое существование и сохранить свою внутреннюю жизнь. Мы не имеем мужества признать, что идеализация бедности в течение многих веков христианской цивилизации означала свободу, свободу от мира вещей, человек оценивал себя через то, что он есть, а не через то, что он имеет.»
После 17го года большевики, разрушив старую авторитарную систему, создали новую "вертикаль власти”. В ней доступ к материальным благам, также как и в царской России, зависел от связей внутри государственного и партийного аппарата. Государство, как было так и осталось истинным хозяином экономики, уничтожив даже те зачатки рыночных, денежных отношений, которые существовали в дореволюционное время. Сама тема денег была под запретом, даже в школьных учебниках, в арифметических задачах, не использовались денежные критерии. В системе распределения благ государством деньги утратили свой статус и свое значение в жизни масс.
События 1991 года вернули в Россию "власть денег”, предметы массового потребления появились в открытой продаже. Деньгами, как и на Западе, стали определять общественный статус и престиж. Начал исчезать пиетет перед духовными и культурными ценностями и "материалистическое мировоззрение”, из абстрактных постулатов советской пропаганды, в период дефицита всех потребительских товаров, превратилось в мироощущение масс. Однако в обществе где отсутствуют нормативные инструменты развитой экономики, демократизированная общественная инфраструктура, отлаженная бюрократическая система, развитое экономическое законодательство процесс развития денежных отношений проходит в атмосфере стихии бесконтрольного базара, где хозяйничает криминальный элемент вместе с представителями власти.
Запад же постепенно подменял стихийность отношений между людьми сеткой взаимосвязанных политики, экономики, культуры и образования. А в России опыт Запада не может привиться, пересаженный на иную почву, почву русской истории, он приобретает формы далекие от денежной культуры современной цивилизации. Российская культурная элита видит этот процесс как конец эпохи, в которой, несмотря на ежедневную борьбу за физическое выживание, духовное содержание жизни определялось как наивысшая ценность.
История повторяется. Культурная элита Европы с момента появления капитализма в 18м веке осуждала процесс смены ценностей нравственных, духовных, т.е. аристократических, на буржуазные, материальные, денежные. Реакция творческой интеллигенции была понятна, она лишалась привычного заказчика, новому заказчику они были не нужны, у новых хозяев жизни были другие интересы и другие ценности.
Комменты к посту