» » Синь-камень

История Руси

Синь-камень

Синь-камень – удивительный валун, что находится возле Плещеева озера и является значимой достопримечательностью древнего русского города Переславля-Залесского. Первые поселенцы здешних земель были из угро-финского племени меря. Более двух тысяч лет назад они пришли на них, сочли святыми и обосновались.

И Синь-камню, обнаруженному на вершине холма, у северо-восточного берега озера поклонялись, т.к. считали вместилищем священного духа, приносили к нему жертвы в виде рыбы, украшали цветами и лентами, водили хороводы. Чтобы приблизить почитаемый объект к небесной сфере, нарастили холм и воздвигли его на новую высоту. Пришедшие позднее славяне разделили мерянские убеждения, заведя собственную традицию поклонения чудесному камню на холме, прозванном Ярилиной плешью, и признали в качестве атрибута этого бога.

Правда, некоторые исследователи утверждают, что обнаруженные на валуне следы славянских рун свидетельствуют о том, что он – Перунов камень, но мы не будем вступать в дискуссию по этому поводу, оставив решение вопроса специалистам. Главное – ему приписывалась сила исполнения желаний и чаяний страждущих.

После христианизации Руси Синь-камень, которому продолжали поклоняться местные жители, был проклят, а обряды их обличены как греховные. В 1152 г. он был сброшен со своего «тронного места». Но это не прекратило паломничества. На холме возвели православный храм, который, однако, сгорел, не простояв и ста лет.

По преданию, в XIII в. на его месте были построены княжеские палаты Александра Ярославича (Александра Невского), который владел Переславлем. Тогда холм и получил название, сохранившееся до наших дней: Александрова гора. Впрочем, и это сооружение долго не простояло, так же как монастырь, воздвигнутый впоследствии после смерти князя.

В летописи XVI в. значится: «Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку, в нем же вселися демон, мечты творя и прилагая к себе ис Переславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и к нему стечахуся из году в год, и творяху ему почесть».

В начале XVII в. по велению влиятельнейшего ростовского монаха Иринарха, будто бы подсказанному ему Василием Шуйским, дьякон Ануфрий (или Онуфрий) выкопал огромную яму и (вряд ли единолично, ведь 12 тонн весу было в «осужденном»), свалил в нее «каменного беса» и закопал, притоптав место захоронения и прикрыв его дерном.

Через полтора десятка лет, как ни странно, смертник вдруг показался из земли. Снова туда потянулся народ со своими просьбами и мольбами о помощи. Полтора века священники думали, как быть, и наконец решили поместить упрямца под православную колокольню, использовав в качестве фундамента таковой для церкви в Духовской слободе.

Зимой 1788 г. его не без труда погрузили на дровни и повезли по замерзшему Плещееву озеру, однако лед лопнул, и камень ушел под воду на глубину пять метров. Но дальше было еще удивительнее. Внимательные рыбаки заметили, что «утопленник» передвигается по дну. Так продолжалось, пока он не вылез на берег, и к весне 1850 г. достиг подножия холма.

Что же собой представляет эта глыба сегодня? Это округлый валун вытянутой формы, как говорят геологии, ледникового происхождения, с разными показателями радиационного уровня на противоположных оконечностях. По породе отнесен к мелкозернистому кварцевому биотитовому сланцу. Он никогда не покрывается снегом (снежинки мгновенно тают), иногда светится голубизной по ночам. Синь-камень вовсе не всегда имеет оттенок, давший ему название. Чаще он серый, но если полить водой из озера, посинеет. А еще синеву ему добавляет яркое утреннее солнце.

В наши дни продолжается движение уникального валуна, но теперь он перемещается в сторону озера и уходит под землю, над которой виден уже всего на 20-30 см. А ведь согласно мифологии, сложенной народом вокруг феноменального объекта, перед наступлением благоденствия для России он возвышается, перед бедствием – пропадает.

Уж насколько это верно, судить не нам. Церковь считает, что прячется Синь-камень от божественной благодати, не выдерживая силы молитв. Материалистические объяснения включают ссылку на топкие берега Плещеева озера, ветра и течения в озере, геомагнитные поля. Без космической версии тоже, конечно, не обошлось, как и без лей-линий, т.е. пересечения энергетических потоков. Но точного знания пока нет.

Паломники и туристы украшают ленточками ближайшее деревце, кидают монеты к камню, садятся на него и… откалывают кусочки, т.к. считается, что растертый в порошок, он исцеляет от всех болезней. Как бы не разнесли по крошкам!

…Синь-камень уходит. Но может, вернется?
Источник не указан

Теги

Комменты к посту

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Чтобы комментировать новости или запостить что-то своё, мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий:

Добро пожаловать

Сайт для людей с чистым сердцем, открытыми глазами и душой. Для исследователей, а не для фанатиков.

Присоединяйтесь

Цитата

"...А главное — нам не простят самозванства. Нельзя притворяться богом. Им нельзя и быть, но можно — пытаться. Изо дня в день доказывать, что хочешь быть богом. Неважно, добрым или злым. Нельзя останавливаться, иначе скатишься с Олимпа..."

© Сергей Лукьяненко