Уже месяц в школах преподают «Основы религиозной культуры». Что изменилось?
Хотела бы в самом начале заметить, что выбора как такового в некоторых школах нет!
Реальный пример, рассказанный сегодня моими знакомыми. Семья обычная, воспитывают двух детей. Старший в этом году пошел в первый класс. Когда затронулась речь об основах религий и выборе той или иной темы для обучения, отец остановился на "Оcновах религиозных культур и светской этики", так как это предмет ему показался общим и самым безобидным из существующих вариантов. На что ему ответили - "Извините, но у нас нет преподавателя по данному предмету!".
Озадаченному отцу предложили выбрать "Основу православия" и заверили, что он как раз и отображает суть светской этики. Ну что же еще оставалось.... как говорится.
19-го сентября ребенок пришел домой с очередным домашним заданием: выучить молитвы к следующему уроку!
Родители теперь в замешательстве. Вот такой вот выбор без выбора у нас в реальности.
А теперь после небольшого отступления ознакомимся кратко с учебниками:
Учебник «Основы светской этики» М.Т. Студеникина, выпущенный издательством «Русское слово» в 2011году.
Этот учебник написан удобоваримым языком, введены темы по этикету (вроде бы какая-то польза). В этом учебнике сказано о дружбе, товариществе. Даны 10 заповедей. Интересны исторические вставки. Полезны будут темы по правилам дорожного движения.
Но…
С.39 «Всё, что помогает человеку и природе, идёт им на пользу называется добром». Опять размытое определение добра, которое ребёнок как захочет, так и будет трактовать.
Удивляют задания:
С. 25 «Потренируйся в дарении и получении букета». Каким образом ученик должен его выполнить? Почему нельзя сформулировать это задание следующим образом: «Подари своей маме цветы. Просто потому, что она твоя мамочка».
С.49 «Какие жесты сейчас приняты у молодёжи»? Зачем дети должны показывать их? Надо пожалеть учительницу, которая будет принимать это задание.
В этом учебнике есть раздел «Христианские праздники». О Пасхе говорится следующее: «Пасха – это день обильного угощения. Во время еды кулич разрезают не вдоль, а поперёк» (???????). О празднике Рождества Христова: «В ночь с 6 на 7 января люди обычно не спали. Бедняки надевали маски животных, выворачивали меховую одежду и колядовали».
И т.д. и т.п.
«Основы мировых религиозных культур» 4-5 кл. А.Л Беглов, Е.В.Саплина. – Москва: Просвещение, 2010
В учебнике рассказывается об основных религиях. Отчуждённо и отстранённо, не отдавая предпочтение ни одной. Но пособие написано очень сложным языком, далеко не для учащихся 4 класса (а это ещё начальная школа!) К тому же ученик начальной школы не может усваивать в день более двух-трех новых терминов. Здесь же наблюдается значительная информационная перегрузка. Стоит только посмотреть на вопросы к одному из параграфов (страница 15, вопросы к параграфу 5):
· В каком городе родился Иисус?
· Какой город для мусульман является священным?
· К чему призывал Махаммад?
· Почему царевич Сиддхартха Гаутама покинул свой дворец?
· Что означает слово Будда?
И вряд ли ребёнок сможет ответить на последний вопрос к этому параграфу: «Расскажи старшим, что ты знаешь об истории религии». Кроме мешанины, в голове ученика вряд ли что останется.
Вот например раздел "МОЛИТВА" в учебнике:
Православная молитва
Вы узнаете:
- Что такое православие
- Что значит слово благодать
-Кто такие святые
- О молитве Отче наш
Слово православие означает - умение правильно славить Бога, то есть молиться. Люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. И потому обращение к Богу называется молитва.
У православных людей есть три вида молитвы:
Самая распространенная молитва — это просьба. «Подай, Господи».
Молитва-просьба — это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха. И т.д.
Можно продолжать до бесконечности. Вопрос, для чего это нужно... А как вы и ваши дети столкнулись с этим предметом?
Источник не указан
Комменты к посту