О крещении Руси
В иностранных источниках отсутствуют сведения о крещении Руси около 988 г. В 1888 г., в связи с 900-летием "Владимирова крещения", Ф. Фортинский проделал специальное исследование, отыскивая об этом хотя бы малейшие следы и намеки в европейских хрониках и документах.
Результат был ошеломляющий: ни в одном тексте не нашлось никаких
сведений по поводу христианизации Руси в конце Х в. Ни польские,
чешские, венгерские, немецкие источники — не говоря уж об итальянских,
французских или английских — не упоминают этого события. Единственное
исключение — Титмар Мерзебургский, хотя и он знает только личное
крещение великого князя в связи с его вступлением в брак, ничего не
говоря об обращении страны или народа.
Еще более странным является молчание православных источников, в первую очередь византийских и болгарских. Идейно-политический момент в этом случае кажется самым важным. Крещение Владимира было делом Константинопольской патриархии, однако ни одна греческая хроника конца X—XI в. ничего не сообщает об этом событии. В письменных источниках (Лев Диакон, Михаил Пселл, Скилица-Кедрин, Зонара и др.) находим сведения о падении Херсонеса, договоре Владимира Святославича с императором Василием II, вступлении в брак киевского князя с принцессой Анной, участии русского экспедиционного корпуса в междоусобной борьбе за константинопольский престол, но ни единого намека на крещение Владимира и его страны.
Аналогичная картина прослеживается и в восточных источниках, которые считают Русь IX—Х вв. христианской страной. Исключение составляют произведения Яхьи Антиохийского (или Александрийского[1]) и его компиляторов. В своей хронике, дошедшей до нас, Яхья пишет о крещении киевского "царя и всех, кого охватывали его земли". Это сообщение дословно повторяет историк ал-Мекин, который жил в XIII в., и в сокращенном виде Ибн-ат-Атир — багдадский астроном (конец XII — начало XIII в.). Текстуальные совпадения неопровержимо свидетельствуют о заимствовании готового текста и тем самым лишают обоих компиляторов самостоятельного источниковедческого значения.
Яхью считают современником Владимира Святославича, но это не совсем точно. Он действительно родился в конце Х в., но свою хронику (по крайней мере, тот вариант, который имеется в нашем распоряжении[2]) писал в середине XI в. в 60-е годы, то есть к концу правления Ярослава Мудрого и при его-преемниках. К тому времени "Владимирова легенда", то есть версия о начальном крещении Руси около 988 г., уже существовала и, следовательно, могла оказать влияние на антиохийского хрониста. Поэтому нельзя противопоставлять сообщения Яхьи другим источникам, а тем более базировать на нем какие-либо далеко идущие выводы.
Точно также не следует переоценивать и сообщение армянского хрониста конца Х — начала XI в. — Асохика (Степаноса Таронского) — о том, что "рузы приняли Христа" приблизительно в то время, когда русский экспедиционный корпус прибыл в Константинополь. Выражение, употребляемое историком, неясно. Иногда его пытаются трактовать в том смысле, что речь идет о крещении всей Руси, но этого из текста не видно. Скорее всего, здесь говорится о крещении самого Владимира и его ближайшего окружения. Во всяком случае, этого сообщения недостаточно, для того чтобы строить на нем ответственную историческую концепцию.
Отсутствие в иностранных источниках
сведений о крещении Владимиром Руси объясняется тем, что впервые
официальный акт введения христианства в Киевском государстве состоялся в
860 г., при Аскольде. И хотя после убийства последнего в 882 г.
христианство утратило значение государственной религии, в глазах
Эйкумены Русь оставалась христианской страной. Временная потеря новой
верой своих позиций не могла расшатать общепринятое представление, а
обращение Владимира окончательно решило спор между религиозными
системами в пользу христианства.
М.Ю. Брайчевский "Утверждение христианства на Руси"
Источник: http://www.rusizn.ru/hrist005.html
Комменты к посту